ПЕДАГОГИ И ДЕТИ С ОВЗ: КТО КОГО?

18 февраля 2021 , 05:41

Как обстоит ситуация с образованием для детей с ОВЗ? Редактор газеты Наталья Ханова взяла интервью у Анны Горновой, заместителя директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП) города Перми.

  

  

– Как долго Вы работаете с детьми, которые имеют особенности развития?

– Первое моё образование – учитель начальных классов. Начинала я работать в небольшой школе в посёлке Голый Мыс. Среди учеников моего класса были те, которые не могли учиться, как все остальные ребята: не понимали задание, не могли воспроизвести услышанное, им трудно было усидеть весь урок за партой, в результате они не смогли усвоить программу. Мы с ними занимались дополнительно, а после первого класса дети прошли психолого-медико-педагогическое обследование и были направлены в коррекционные образовательные учреждения. Стало понятно, что мне не хватает компетенций, потому я прошла переподготовку и получила дефектологическое образование. Несколько лет проработала учителем-логопедом в общеобразовательной школе с детками, которые имели проблемы с письменной и устной речью. С 2001 года перешла работать в ЦППМСП учителем-логопедом, здесь приходится работать с более широким спектром проблем.

  

– Расскажите о ЦППМСП поподробнее.

– Центры существуют в Перми с 1992 года. Дети, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, в развитии и социальной адаптации, могут получить здесь помощь педагогов-психологов, учителей-логопедов. Кроме того, за консультацией могут обратиться родители и педагоги. Мы всегда тесно работаем с образовательными организациями, чтобы помощь была комплексной, а поддержка длилась столько, сколько это необходимо.

  

– Произошли ли какие-то изменения в системе образования? Где сейчас могут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья?

– Каждый родитель имеет право выбора образовательной организации. Он может обратиться в школу по месту жительства, предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии и написать заявление об обучении своего ребёнка по адаптированной основной общеобразовательной программе. Школа, в свою очередь, разрабатывает соответствующую программу, обеспечивает сопровождение специалистами (педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, тьюторами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии создаёт необходимые условия для обучения ребёнка. Остаётся возможность обучения в школе, где реализуются только адаптированные общеобразовательные программы. И это важно.

Когда-то казалось невозможным, чтобы учащиеся с ОВЗ учились в общеобразовательных школах. Мы изучали опыт организации обучения в Москве, где перенесли модель ресурсных классов из США. Создание ресурсных классов даёт возможность через применение специальных методов и оказание индивидуальной помощи некоторым детям обучаться в общеобразовательных классах совместно с нормотипичными детьми, другим – участвовать в общих мероприятиях школы, расширять границы общения, получать более обширный социальный опыт. В одной из публичных школ в США с нами делились опытом по организации интегрированных занятий. Дети из общеобразовательных классов приходили на совместные уроки труда в классы для детей с расстройствами аутистического спектра. Они вместе планировали покупки, закупали продукты и готовили блюда, а затем устраивали совместные обеды. В этой школе часто организуются досуговые мероприятия: например, поход в кино, когда за каждым ребёнком-инвалидом закрепляется ученик постарше, они вместе определяют маршрут, покупают билеты, получают опыт социально приемлемого поведения в общественных местах. Педагоги публичной школы говорили нам: «Это нужно не детям с ОВЗ, это нужно нормотипичным детям. Они должны понимать, что все люди разные, что мы живём в одном городе, в одной стране, что нужно уметь помогать друг другу, поскольку помощь может понадобиться любому».

У нас в городе благодаря общественной организации «Счастье жить» и неравнодушным руководителям школ появилось уже два «Класса без границ». Этот проект учитывает опыт коллег, а также те возможности, которые существуют на сегодняшний день в Пермском крае.

  

  

– Почему, на Ваш взгляд, существуют сложности с внедрением инклюзивного образования.

– Много лет общеобразовательные школы стремились к высоким показателям по баллам ЕГЭ – выстраивался рейтинг школ. Дети, которым сложно усвоить программу, не вписывались в эту картину и, как следствие, «выдавливались» из школ. Не все педагоги готовы сразу перестроиться психологически. Ну и, конечно, не хватает компетенций в области обучения детей с ОВЗ. Бывали конфликты уже в начальной школе, когда возникало противопоставление одного родителя ребёнка с ОВЗ всему классу: конфликт между взрослыми приводил к конфликту между детьми. Это печально, но такова реальность.

Но всё меняется. Всегда есть переходный период, когда расширяются представления, получаются знания об этом явлении, оборудуются школы и дошкольные учреждения, проводится разъяснительная работа с родителями, ведутся «Уроки добра» в общеобразовательных классах.

  

– Что ждёт детей с ОВЗ после школы?

– Как и все остальные, после школы дети с ОВЗ в соответствии со своими возможностями могут получить профессию. Но не у всех из них получится найти работу. Важно готовить ребят к самостоятельной жизни: научить одеваться, готовить еду, ходить в магазин и покупать продукты, полностью себя обслуживать. В Перми благотворительный фонд «Социальная деревня «Светлая» реализует очень важные проекты. «Смогу жить сам» позволяет молодым людям с инвалидностью при сопровождении специалистов обучиться самостоятельному проживанию. Проект «Учебные мастерские» – благодаря ему ребята могут научиться ткать, изготавливать изделия из глины. Готовые поделки выставляются на ярмарках, каждый может приобрести их. Проект «Здесь работают особенные люди» помогает молодёжи с инвалидностью получить работу в организациях-партнёрах. Некоммерческие организации родителей оказывают помощь в продвижении и развитии инклюзии в обществе. Именно они ищут интересный опыт, привозят западные методики, открывают новые возможности.

Наталья Ханова, Ирина Кучумова

 


На средства губернаторского гранта в 4-х школах Перми и Пермского края дети с ОВЗ получат возможность пройти обучение профессии «Журналист», а для педагогов учебных заведений будут проведены тренинги по профилактике профессионального выгорания.