Буллинг – болезнь системы

10 января 2018 , 13:51

Ребёнок замкнулся в себе и не рассказывает о школе? Приходит домой в испачканной одежде? Или у него пропадают вещи? Родителям стоит прислушаться к каждому такому «тревожному звоночку». Возможно, ребёнок столкнулся с буллингом, или школьной травлей.

За последние 3 года на детский телефон доверия всё чаще поступают обращения жертв буллинга. Практика показывает: это может случиться с каждым. И это важно знать каждому. На вопросы «Перемены-Пермь» о школьной травле ответила Алина Николаевна Селищева, директор УМЦ АНО ДПО Регионального центра «ВЕКТОР».

Перемена-Пермь: Алина Николаевна, как реагирует консультант службы доверия на звонки жертв школьной травли?

Алина Селищева: Для наших консультантов подобные звонки – одни из самых непростых. Школьная травля – это болезнь системы, всего класса. А звонит, как правило, жертва. В моей практике не было таких случаев, чтобы обращался ребёнок, который бы, скажем, наблюдал за травлей одноклассницы и считал бы, что нужно вмешаться. Ни разу не поступало и звонков от агрессоров… В общем, ресурсы консультанта ограничены. Как он должен поступить? Помочь ребёнку найти взрослых, которые поддержат его и вмешаются в ситуацию, и, конечно, тоже предложить ребёнку поддержку.

Перемена-Пермь: А что вообще считается школьной травлей?

Алина Селищева: Есть два явления, обозначающих явление травли в коллективе: буллинг и моббинг. Принято считать, что моббинг – это травля в рабочем коллективе, буллинг – в детском или подростковом коллективе. Буллинг – это систематическое осознанное унижение ребёнка и причинение ему вреда, утверждение собственной власти и контроля над жертвой. Это может быть и психологическое насилие, когда к ребёнку одноклассники обращаются исключительно через обидные для него прозвища, и физическое (вплоть до побоев и сексуального насилия с целью унизить).

Перемена-Пермь: Чем так опасна школьная травля?

Алина Селищева: Когда в группе происходит травля, выигрывших нет. Ребёнок, которого травят, получает серьёзную психологическую травму: у него возникают проблемы с самооценкой, с предъявлением себя обществу, сложности с установлением контактов: ему очень трудно теперь доверять людям. Жертва задаётся вопросом: «Почему я, а не кто-то другой?», испытывает злость, обиду и всегда чувство вины. Эти чувства могут вылиться в агрессию по отношению к окружающим или к самому себе и даже привести к суициду. Получают психологическую травму и наблюдатели. Они испытывают тревогу, а иногда и вполне осознаваемый страх: «А что если теперь перекинутся на меня?». Агрессору кажется, что он борется с каким-то злом, но и он испытывает тревогу, тесно связанную со страхом наказания.

Перемена-Пермь: Алина Николаевна, если звонки, связанные со школьной травлей, участились в течение последних трёх лет, можно ли считать, что это не просто болезнь системы, а болезнь современной школьной системы?

Алина Селищева: С одной стороны, да, ведь исследований, посвященных буллингу и моббингу, в России ещё нет, и осознание того, что так быть не должно, приходит только сейчас. Но, с другой стороны, подавляющее большинство взрослых наверняка вспомнят своего одноклассника, к которому относились хуже всех. Или окажется, что он сам был этим одноклассником. Практически каждый человек был или жертвой, или агрессором, или наблюдателем травли.

    

Перемена-Пермь: Буллинг наверняка проще профилактировать, чем бороться с ним?

Алина Селищева: Совершенно верно. Именно поэтому команда «Вектора» разработала проект для учителей и родителей, позволяющий не допустить ситуации школьной травли.

Перемена-Пермь: Как реализуется проект? Как ведётся работа со школами?

Алина Селищева: Прежде всего, мы получаем согласие от директора школы и учителей. Вместе с педагогами консультанты разбираются, что такое буллинг, что такое конфликт, чем полезен один и опасен другой. Разбираются, что происходит с каждым участником травли: с жертвой, агрессором, наблюдателями, среди которых может оказаться и школьный учитель. С педагогом обсуждается, по каким признакам можно определить, есть ли место травли в классе, а затем предлагаются конкретные технологии по предотвращению травли. Работа по профилактике буллинга должна вестись систематически: этот процесс запустился не за один день и не за один день он будет остановлен.

Перемена-Пермь: А какие действия может предпринять педагог самостоятельно, если он обеспокоен проблемой буллинга в своём классе?

Алина Селищева: У педагога должно быть чёткое понимание, что происходит в классе. Есть ли человек, которого не любят? Это можно заметить по прозвищам, по тому, с кем не хотят сидеть за одной партой, чьи вещи регулярно сбрасывают с парты… Учитель должен быть внимательным и чутким. Пока ситуация не вышла из-под контроля, он может помочь: создавать для ребёнка, которого могут начать травить, ситуацию успеха, тем самым поддерживать его. Даже урок может быть организован таким образом, чтобы вывести ребёнка «из-под удара». Нередко большую пользу приносят и внеклассные мероприятия, позволяющие сдружить коллектив, сделать климат более благоприятным.

Перемена-Пермь: А что может сделать родитель, если его ребёнок стал жертвой буллинга?

Алина Селищева: Поддержать ребенка, не оставлять его одного, поговорить с классным руководителем о том, что происходит. Я уверена, что если родитель придёт к классному руководителю не с обвинениями, а с желанием разобраться с ситуацией, тот не откажет в помощи.

Перемена-Пермь: Наконец, как быть ребёнку, если он стал жертвой буллинга?

Алина Селищева: Не забывать о том, что в окружении у него есть взрослые, которые могут помочь: родители, классный руководитель, учителя. Наконец, можно позвонить по телефону доверия88002000122 и получить помощь квалифицированного специалиста.

Беседовала Анастасия Беломестнова