За кулисами

22 марта 2017 , 12:14

Постановка спектакля – непростое дело. Особенно, если режиссёр – 15-летний подросток. Но разве это может его остановить?

«Нет», – скажут вам ученики школы №37, перед которыми была поставлена задача – поставить спектакль по мотивам всемирно известного «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери в рамках проекта «Экологический театр». Естественно, команде будущих постановщиков необходимо было постичь азы театрального искусства. К счастью, проект «Экологический театр» готов протянуть руку молодым талантам.

Первый мастер-класс состоялся 14 февраля в пермском театре «У Моста» – популярном в России и известном за рубежом. Там ребятам подробно рассказали, как поставить такой спектакль, чтобы зритель погрузился в происходящее на сцене с головой и позабыл обо всём постороннем. Ещё один важный аспект – это актерская игра, с её помощью можно передать чувства и атмосферу сцены в зрительный зал.

Один из участников прокомментировал встречу так: «Было слегка затянуто, но познавательно. Особенно понравился пример со Сталиным. Он ходил в театр на одно и то же представление только потому, что не мог понять, как так он – Сталин, вождь, находясь в театре, переносится в происходящее на сцене».

Второй этап знакомства с театральным искусством – встреча с Владимиром Николаевичем Ефремовым, режиссёром Пермского колледжа искусства и культуры. Он дал участникам проекта рекомендации по написанию сценария, постановке спектакля, рассказал о композиции и выразительных средствах. Ребята в тот день были очень активными и задавали профессионалу много интересных вопросов, так что это занятие запомнится им надолго.

Итак, кто же такой режиссёр? Это человек, стоящий на границе двух миров: сцены и зрительного зала. Это механик, прикручивающий шестерёнки туда, куда надо, чтобы в результате получился один мощный механизм. Именно он ставит перед собой сверхзадачу, строит композицию спектакля, обозначает его проблему, определяет конфликт. Именно он передаёт всю свою энергию артистам, которые, в свою очередь, передают её в зал. Вот кто такой режиссёр, и без него спектакль не может существовать.

Вот что говорят об этой встрече сами ученики: «Это была безумно интересная встреча! Целых два часа наши мозги не просто слушали, а работали. В голове беспрестанно появлялись всё новые и более разнообразные идеи о предстоящей постановке спектакля. Владимиру Николаевичу отдельное спасибо. Умеет заинтересовать, грамотно рассказать и показать».

О театральной критике молодым постановщикам 3 марта поведала Юлия Александровна Баталина – пермский арт-журналист. Встреча с ней – важное событие не только для начинающих ценителей искусства, но и для журналистов с многолетним стажем. Во время беседы внимание было уделено юным корреспондентам и нашим театралам.

Что необходимо начинающему театральному критику? Мнение режиссера, знание произведения, по мотивам которого создана постановка… При просмотре спектакля критику нужно проникнуться происходящим на сцене, не пытаясь выделить детали, потому что в таком случае у него пропадёт из виду общая картина, а это недопустимо. И, наконец, он должен понять своё отношение к просмотренному, взвесить все «за» и «против», а не писать на «горячую голову». Не зазорно спросить мнение кого-либо ещё, но необязательно подстраиваться под него. Соблюдая эти правила, вы можете стать театральными критиками.

6 февраля ученики и Владимир Николаевич встретились снова. В этот раз больше времени было уделено практике. Ещё на прошлом занятии он дал молодым артистам и режиссёрам домашнее задание: подготовить по три басни от школы. На встрече Владимир Николаевич оценил каждую из команд, указал на их ошибки и помог сделать их постановки лучше.

Один из учеников 37-ой школы прокомментировал мастер-класс следующим образом: «Знаете, а мне понравилось! Мы увидели, какие разные подходы могут быть применены к постановке одного и того же произведения. Хорошо знать теорию, но ещё лучше уметь её применять на практике!»

Мастер-классы, встречи с известными артистами и режиссёрами – это, конечно, хорошо. Но как насчёт самих учеников? Как проходит их работа по постановке спектакля? И проходит ли вообще?

С самого начала проекта 37-ая школа сформировала группу из 15 человек. На протяжении целого месяца члены этой группы приходили на мастер-классы. А в перерывах между ними внутри коллектива велись бурные обсуждения возможного развития сюжета.

Из разговора с одним из сценаристов: «Было много идей, предложений о том, что будет показано на сцене. Трудно поставить спектакль по мотивам произведения, в котором так много мыслей, когда у нас всего 30 минут на их воплощение…».

При составлении сценария к предстоящей постановке между сценаристами возникли разногласия, которые чуть не закончились дракой. Однако, вспомнив, что они работают на команду, ребята пришли к договорённости, и уже к 7 марта сценарий для спектакля был готов.

Вот что об этом думает режиссёр: «Ну что же, теперь нужно подобрать актерский состав, музыку, сделать художественное оформление сцены, создать костюмы, подумать над мизансценой и готовиться к показу».

Остаётся только пожелать удачи ребятам в их нелёгком ремесле. Кто знает, быть может, в далёком будущем мы увидим их имена на афишах самых престижных театров России.

Евгений Коган, Елизавета Захарова, юнкоры школы №37