«ТРАВЛЯ – ЭТО БОЛЕЗНЬ ГРУППЫ, А НЕ ОТДЕЛЬНОГО РЕБЕНКА»

22 июля 2020 , 11:19

Лето – пора каникул, дети отправляются в летние лагеря, проводят больше времени во дворах, общаются со сверстниками в социальных сетях. Даже в такой период в детской группе может возникнуть буллинг. К чему готовиться родителям, педагогам, вожатым и самим школьникам?

 

АНО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» занимается разработкой технологий, которые могут помочь предотвратить травлю. Вместе с российскими экспертами-психологами «ВЕКТОР» реализуют проект «Конструктор социальных практик НКО-2: Антибуллинг», в рамках которого проводится профилактика буллинга в школьном сообществе.

 

В первый месяц лета редакция «Перемены-Пермь» пообщалась со специалистами АНО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» и ЧУСО «Детская деревня – SOS Пушкин» (г. Санкт-Петербург) о том, как обезопасить детский отдых летом.

 


Детское сообщество – отражение взрослого сообщества


 

Как бы вы сейчас охарактеризовали детское сообщество? Какие особенности есть у детской группы сегодня?

 

Маруся Кузьмина, специалист по социальной работе программы укрепления семьи ЧУСО «Детская деревня – SOS Пушкин»:

– Специалисты, анализируя групповые процессы, опираются на возрастную психологию. Как правило, 10-11 лет – это начало подросткового возраста, когда дети более физически активны, зарождается интерес друг к другу: как устроены взаимоотношения, кто какой. Больше ориентация на педагога. Для 12-14 лет характерно слияние, когда все подростки выглядят очень похожими, объединяются по интересам. К 15 годам начинается индивидуализация, ребятам важнее быть уникальными. Чем взрослее школьники, тем больше они ориентированы искать общение за пределами школы.

 

Наталья Емельянова, руководитель методической антибуллинговой службы, тренер образовательных программ АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» (г. Пермь):

– Важно учитывать особенности детской группы в зависимости от степени свободы их образования. Существует разница между сообществом добровольно сформированным (кружок по интересам или группа во дворе) и недобровольным – например, класс в школе. В смысле безопасности и атмосферы в коллективе эти группы сильно различаются и по риску возникновения буллинга в том числе.

 

Александр Бизяев, психолог, системный семейный терапевт, тренер образовательных программ АНО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» (г. Пермь):

– С самого малого возраста детей включают в  разнообразную деятельность, большое количество кружков по интересам, и зачастую это интересы больше родителей, чем самих детей. В таких кружках возможно повышение уровня напряжения в отношениях между детьми, соответственно, повышается риск возникновения травли в этом пространстве. Хотя, действительно, во внешкольных детских объединениях, травли намного меньше.

 

Надежда Коробова, психолог методической антибуллинговой службы, тренер образовательных программ АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» (г. Пермь):

– Сейчас наступил век интернета, появилось много социальных сетей. Связи часто носят не личный, а дистанционный характер. У детей много возможностей в поиске информации. Однако информирование имеет ряд ограничений.  Например, как выстраивать здоровые отношения между собой, как разрешать конфликты. На уровне приобретения навыков коммуникации просто информация из интернета не поможет. Как выстраивать гармоничные, уважительные взаимоотношения в микрогруппе? Этому может научить и напрямую способствовать педагог, вожатый.

 

Лия Филатьева, супервизор методической антибуллинговой службы, тренер образовательных программ АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» (г. Пермь)

– Те социальные вещи, которые в обществе происходят, отражаются и на школьном сообществе. Если говорить в контексте феномена буллинга, например, если дети из семьи, где важно социальное положение, то они это и будут транслировать в своём классе. Также и обратная ситуация, если в семье общаются по принципам равенства, то и дети будут себя так вести. В целом детское сообщество – это отражение взрослого общества.

 

 


Причина травли – это совокупность многих условий


 

Находясь в обществе (классе, дворе, среди друзей) ребёнок может столкнуться с ситуацией буллинга. Какие существуют причины травли?

 

Маруся Кузьмина:

– Основная причина травли – это нездоровые правила взаимодействия в коллективе. Нездоровые – допускающие насилие по отношению друг к другу. Если есть травля, значит, есть и факты насилия, и не обязательно физического, оно может быть вербальное: насмешки, клички или психологическое, например, игнорирование.

 

Если говорить про предпосылки травли, их мы можем заметить в поведении: дети могут что-то друг про друга писать на доске, начинают что-либо обсуждать про детей, которых сейчас нет в группе. В таком случае мы с ребятами проговариваем, что другому это может быть обидно, что это недопустимо для нашего коллектива. И если в это время ребятам не показать эту грань, то дальше будет риск возникновения травли.

 

Также травля характерна для групп с высоким напряжением: учителя между собой находятся в постоянном конфликте, сложная обучающая программа, строгие школьные правила. Характерная предпосылка травли, например, когда во время психологического тренинга в класс заходит классный руководитель и на весь класс заявляет, что кто-либо из учеников «неправильный» и надо с ним что-то сделать. Таким образом, сами учителя производят манифестацию травли.

 

Наталья Емельянова:

– Причина травли – это совокупность многих условий. Есть не очень хорошая тенденция, когда причину начинают искать в каком-то конкретном человеке: либо в агрессоре, либо в жертве.  Травля – это как заболевание, не один симптом, а комплекс. Например, особенности взаимоотношений в школьном коллективе, отсутствие единых правил и мнений у взрослых по вопросам травли, насилия, частая смена состава учителей (которые эти правила транслируют и поддерживают), не постоянный состав учащихся в классе - всё это влияет на возможность возникновения травли.

 

 


Летний лагерь и травля


 

Сейчас лето, и хочется вспомнить о детском лагере. В нем тоже формируются взаимоотношения между ребятами. Какова вероятность, что в отряде возникнет буллинг?

 

Маруся Кузьмина:

– Травля в летнем лагере существует – мы это часто слышим от детей. Коллектив сформирован искусственно, общих интересов и целей может не быть, единственное, что отличает – всё-таки в лагерь ребёнок идет с большим желанием, чем в школу. В этом смысле вожатому действовать нужно точно так же, как и учителю – предотвратить травлю в коллективе. Во-первых, внутри себя иметь чёткое убеждение, что насилие недопустимо. Во-вторых, реагировать на агрессивные реплики и действия детей по отношению друг к другу. Травля – это болезнь группы, а не отдельного ребёнка.

 

Лия Филатьева:

– Лагерь характерен тем, что процессы, которые происходят во вновь образованной группе, проходят быстрее и интенсивнее, чем в классе. Главный путь профилактики – это проговаривать правила поведения, которые должна усвоить группа. Также предпосылкой травли может стать перегиб в коллективизме. То есть провинился кто-то один, а вожатые акцентируют на нём внимание и наказывают всю группу. Должна быть коллективная взаимопомощь, но не наказание.

 

Александр Бизяев:

– Родителю важно сказать ребёнку, что первая неделя самая тяжелая, это нормально; что хочется домой, кажется, что все чужие. Если сам родитель понимает, что это время адаптации и остаётся спокойным, то ребёнку будет легче.

 

Надежда Коробова:

– Важно, чтобы родитель дал разрешение ребенку обращаться к любым взрослым в случае буллинга: в лагере это может быть вожатый, директор лагеря, либо медицинский работник. И, прежде всего, сам родитель. Есть конфликтные ситуации, ссоры, которые можно быстро разрешить. Если конфликт затянулся и перерастает в травлю, то ребенок самостоятельно, как правило, не справляется с ситуацией. Он имеет право привлечь взрослого. Только с поддержкой взрослого буллинг удается прекратить.

 

 


Роль родителя в ситуации буллинга


 

Конечно, первыми на помощь своим детям приходят родители. Какими правилами они должны руководствоваться, чтобы найти решение в ситуации буллинга?

 

Лия Филатьева:

– Инициатива родителя должна быть, всё решается на уровне «взрослый – взрослый». Родитель не должен идти сам и единолично разбираться с обидчиком. Это взаимодействие либо с руководством лагеря, вожатыми, либо классным руководителем для совместного решения, но никак не противостояние.

 

Маруся Кузьмина:

– Важно, чтобы родитель был на стороне ребенка, поддерживал его. Частая ошибка в ситуации буллинга, когда родитель ищет причину травли в ребенке. Важно, чтобы родитель транслировал позицию «травля недопустима», и ребёнок получал поддержку от родителя или специалиста. Но поддержка в этой ситуации нужна и родителю. Это нормально – обратиться к психологу и обсудить ситуацию для совместного решения.

 

 


Профилактика буллинга в киберпространстве


 

Нельзя также забывать, что летом количество проведенного времени в Интернете может увеличиться. Как обезопасить ребенка в киберпространстве?

 

Маруся Кузьмина:

– С ребёнком важно оговорить угрозы, которые могут возникнуть в интернете. Иногда перед родителями встаёт вопрос, а стоит ли самому контролировать безопасность ребенка? Обычно это связано с высокой тревогой, потому что, действительно, ребёнок в интернете может столкнуться с ситуацией, с которой он может не справиться. Здесь важно, чтобы была граница. Если к подростковому возрасту ребёнка родитель позволяет себе вскрывать переписки, он рискует потерять доверие на длительное время, и тогда родитель просто не узнает о каких-либо важных событиях в жизни ребёнка. Поэтому говорить, обсуждать можно, но не нарушать личные границы.

 


Важно знать


 

Когда ребенок сталкивается с травлей, ему особенно важна поддержка родителей. И у каждого родителя иногда бывают трудности - это абсолютно нормально. Если возникают вопросы о том, как поддержать ребенка, как действовать в сложной ситуации, можно обсудить их со специалистами Детского телефона доверия «Перемена Плюс» по номеру

8-800-2000-122

 

Алсу Касимова

 

Фотографии, использованные в статье, носят исключительно иллюстративный характер
и напрямую не относятся к содержанию публикации

 


Читайте также
КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОГОЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ?
15 мая 2020 , 10:25
Мало найдётся людей, кого не коснулась ситуация, которая происходит сейчас в мире и стране в частности. Большинство из нас испытывают стресс, тревогу, неопределённость, страх за себя и родных. Многие лишились заработка и возможности продолжать «своё дело».
Подробнее
СЕМЬЯ, КРИЗИС, КАРАНТИН. СОВМЕСТИМЫ ЛИ ОНИ?
10 апреля 2020 , 07:20
Сколько раз мы все мечтали отдохнуть от суеты, остаться дома подольше с любимыми и дорогими?! Все сбылось! Только как за время карантина остаться и любимыми, и дорогими и не сойти с ума? Оказывается, мы не привыкли быть вместе 24 часа в сутки в замкнутом пространстве, в неизвестности.
Подробнее
Буллинг – это ненормально
24 марта 2020 , 14:11
Буллинг в школе существовал всегда. Но именно сейчас всё больше людей и специальных организаций заинтересованы в поисках способов борьбы с этим явлением.
Подробнее