Воспоминания о деревенской школе советских времен

19 марта 2020 , 09:42

Неожиданный телефонный звонок побудил меня сесть за компьютер и погрузиться в виртуальный мир интернета, взяться за книги и старые альбомы в поисках ответа далёкой собеседнице. Позвонила Александра Евтифеевна Плотникова, которая в детстве тоже учились в с. Спешково и звалась просто Шурой. Она поделилась радостью от просмотра видеофильма о школе и хотела узнать, кто автор фильма и вообще о жизни на малой родине, о школе, учителях, одноклассниках. Сама Шура, дочь спешковских учителей, жила в Кизеле, работала директором школы и преподавала любимый предмет — географию. Будучи на пенсии, несколько лет назад перебралась ближе к дочери, в Березники.

 

Как устроили в деревне школу

Вспоминая школьные годы, учителей, мы поняли, как же нам повезло, что есть ещё много неравнодушных людей, которые бережно сохраняют написанные очевидцами и участниками давних событий воспоминания, сканируют потускневшие чёрно-белые фотографии и загружают в память компьютера бесценную информацию… Это спешковские учителя: Ирина Александровна Мокрушина, Александр Николаевич и Марина Леонидовна Носковы, Таисья Александровна и Нина Николаевна Сальниковы, Надежда Фёдоровна Мокрушина, писатель Алексей Александрович Дубровин и многие другие.

 

Выражаясь казённым языком, «образовательное учреждение» в нашем селе упоминается в списках школ с 1886 года.

 


В позапрошлом веке школа находилась в простой крестьянской избе. Потом было построено просторное одноэтажное здание на правом берегу реки вблизи пруда. Это была школа-четырёхлетка. Она и после революции оставалась начальной школой.


На основании постановления ЦК КПСС и Правительства об обязательном начальном обучении и переходу на семилетнее образование летом 1932 года была открыта Спешковская ШКМ (школа колхозной молодёжи). Для пятых классов помещения не было, поэтому пятиклассники первый год занимались в д. Лупино в конфискованном у кулака двухэтажном здании.

 

Бывший первый заведующий этого учебного заведения Герман Викулович Дружинин вспоминал: «Школа помещалась в двухэтажном доме. Были выпилены стены и получились две большие комнаты. Набрали учащихся в два пятых класса по 40-50 человек в каждом. Парт, столов, шкафов, наглядных пособий не было. Занимались за наскоро сколоченными «столами» (бралась широкая лавка из крестьянской избы, распиливалась в расчёте на четыре сидячих места, вколачивались четыре длинных ножки – и получался «стол-парта»), сидели на скамейках. Посадочных мест не хватало. Некоторые учащиеся ложили плаху в углу класса на два подоконника и, стоя на коленях, писали на ней в своих тетрадях. Классную доску заменял лист железа, прибитый на стену».

 

Через год этот дом перевезли и поставили в с. Спешково на другой стороне реки. Из воспоминаний Г. В. Дружинина: «Для столовой и интерната рядом со школой … был перевезен из Лупино и поставлен второй дом… В 1933 г. заведующие школами-семилетками стали именоваться директорами. В 1934 г. я директорство отдал Щукину Антонину Селивестровичу… О Лупино-Спешковском периоде, пожалуй, необходимо добавить то, что несмотря на трудные условия того времени, в которых находились ученики и учителя, ребята стремились получить знания и старались выполнять требования учителей и по десять человек с одним учебником готовили уроки. И ещё одна деталь: в первый же год работы школы из уч-ся была создана живая театрализованная газета (живгазета)».

 

Первый выпуск семиклассников состоялся в 1934-35 учебном году. Впоследствии, когда это была уже Спешковская средняя школа, у двухэтажного здания появился одноэтажный пристрой. Классы были большие, по 30-40 человек. Временами приходилось учиться в две смены, поэтому несколько лет спустя чуть поодаль поставили ещё одно здание, перевезённое из д. Зотино. В то лето моя мама, Балашова Клавдия Ивановна, замещала директора, и руководством этим непростым делом пришлось заниматься ей.

 

Обустройство классов

В здании начальной школы было две классных комнаты, разделённых коридором. В одной из них занимались ученики первого и третьего классов, в другой — второго и четвёртого. Из коридора одна из дверей вела в учительскую, а рядом с ней, в торце здания находился интернат для девочек. За стоящей поодаль школьной конюшней виднелась слегка надломленная верхушка липы, одетая в золото по осени и беззащитно-обнажённая зимней порой. Печи-голландки спасали нас от сильных холодов. В перемены мы, кутаясь в шали, прижимались к их тёплым круглым бокам.


С благодарностью вспоминаются старые парты. Они идеально соответствовали нашим нуждам.


На партах были специальные углубления для чернильниц-непроливаек и ручек для письма. Писали фиолетовыми чернилами, которые хранились в стеклянных бутылях в классном шкафу. Тетради выпускались с вложенными листами промокательной бумаги – промокашками. Ими убирали излишки чернил на тетрадном листе и осушали кляксы. Из кляксы на промокашке мог получиться замечательный рисунок, если что-нибудь немножечко добавить…


В двухэтажной части основного здания средней школы располагались четыре классных комнаты: по две на каждом этаже.


В одноэтажной — классные комнаты, учительская, пионерская комната, в которой находилось знамя пионерской дружины, горн и барабан. В учительской росли удивительные растения: большой фикус и монстера. Когда однажды кто-то нашёл филина и принёс его в учительскую, испуганная птица затаилась среди этих гигантских, как нам казалось, растений. Спортзалом служил широкий школьный коридор, на стене которого была укреплена шведская стенка. На другой стене висела стенгазета.

 

К новогоднему празднику в коридоре ставили ёлку, она завораживала огоньками гирлянд и таинственным блеском стеклянных игрушек. Вокруг неё водили хоровод «снежинки» в платьицах из накрахмаленной марли, разыгрывались новогодние спектакли, звучали стихи и песни. Школьный «стадион» располагался в берёзовой роще, за логом. Там была оборудована яма для прыжков в длину и высоту, беговая дорожка, турник.

 

Школьный двор

Весной вокруг школьных зданий и вдоль заборов благоухала сирень, зеленела акация, на школьном дворе толпились молодые берёзки. Тут же стоял спортивный снаряд «гигантские шаги». Высокий столб, вокруг которого, вцепившись в прочные верёвки, носились в перемену отчаянные мальчишки, разгоняясь и поднимаясь так высоко, что у восхищённых зрительниц захватывало дух. Волейбольная площадка во дворе никогда не пустовала: в большую перемену играли в волейбол «на высадку», а после уроков там резвились ребята из интерната для мальчиков.


В школьном дворе проводились торжественные линейки, игры, сборы.


Со временем в углу двора появилось ещё небольшое здание — школьная мастерская. Помнится, классе в шестом мы мастерили уголки из железа под руководством Сафона Григорьевича Филиппова. До сих пор помню жёсткое сопротивление металла и упорство, с которым хотелось его преодолеть, придавая нужную форму с помощью нехитрого, но непослушного нашим неопытным рукам инструмента — напильника.

 

Культурная и общественная жизнь школьников

Во времена нашего детства было почётно стать пионером. Это звание нужно было заслужить хорошей учёбой, активным участием в жизни класса и школы, добрыми делами. Пионеры не только готовили концерты, они дружно собирали макулатуру, золу, металлолом, соревновались, какой отряд больше наберёт.


Школьники выбирали старост и санитаров класса, которые проверяли чистоту рук, ушей и воротничков у одноклассников.


Дежурные по классу протирали парты, подоконники, школьную доску перед уроками, смачивали тряпку, чтоб вытирать доску, на которой тогда писали мелом. Иногда на уроках работала «почта»: тайком от учителя передавали записочки делового или романтического содержания.

 

Вот так мы подрастали и взрослели под руководством сельских учителей. Занимались в кружках, выступали на концертах, участвовали в спортивных соревнованиях, работали в школьном саду и огороде. В те далёкие времена в школе ещё не было своей техники, и на всех тяжёлых работах выручала школьная лошадка — мерин по кличке «Голубь». На безотказном труженике Голубе пахали, боронили, возили сено, воду и дрова. Часто на нём же ездили в райцентр Очёр, в больницу или по школьным делам. Давно уже нет Голубя, заботливых конюхов Осипа Ивановича и Ивана Ерофеевича Шистеровых. Только старая липа стоит до сих пор, распуская по вёснам зелёные листья на подросших за годы ветвях.

 

Давно уже в селе построено новое, двухэтажное, кирпичное здание школы, за новыми современными партами сидят внуки наших ровесников, а образ нашей школы навсегда останется с нами. Долго говорили мы с Шурой, с теплотой вспоминая школьных товарищей и учителей, заново переживая давние события школьной жизни.

 

Светлана Васильевна Ямалитдинова


Автор:


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее